Новое время ставит новые задачи как перед художником, так и перед педагогом, который воспитывает художника. Цель педагога двоякая: воспитать художника, способного решать творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь, и помочь юному человеку сориентироваться в сложностях современного мира, увидеть его неоднозначность, научить уважать разные точки зрения, как непременные составляющие процесса жизни. Это двунаправленная деятельность, одна сторона которой не может существовать без другой. Творческий процесс дает возможность пережить и ощутить глубинные основы жизни. То есть подготовка художника должна включать в себя и внутреннее развитие маленького человека.
Мы не ставим сейчас цели анализировать проблемы развития музыкальной светоживописи как художественного направления. Считаем целесообразным сосредоточиться на особенностях учебного процесса студии светоживописи в плане формирования творческой личности светохудожника.
Студия светоживописи работает в жанре аудиовизуальных искусств. И в связи с синтетичностью направления вынуждена решать проблемы многоплановости, структурной сложности, объединяя разные составляющие в единую целостную систему художественного произведения.
Именно в связи с многоплановостью художественного процесса и окончательного результата педагогами студии светоживописи особенно четко осознается необходимость формирования творческой личности, а не только развитие исполнительского мастерства. Так как для создания и исполнения светоживописной композиции необходимо не только точно реагировать на музыкальные изменения, иметь чувство ритма и музыкальную память, но (и это прежде всего), всегда иметь в виду целостный художественный замысел, основную цель произведения, реализация которой зависит от взаимодействия многих составляющих. Без умения видеть эти составляющие, а главное, без внутренней возможности понять идею произведения, ощутить ее, быть не только исполнителем, а и соавтором, творцом, качественное исполнение светоживописных композиций невозможно. Такую творческую работу можно сравнить с работой театрального или кино- режиссера. Это требует от юного художника умения мыслить образами, ощущать всю сложность художественной ситуации, предложенной автором, воображать варианты развития внутреннего конфликта светоживописной композиции, быть дирижером появления того ли иного «персонажа» аудиовизуального спектакля, то есть той или иной светоживописной формы. И это еще далеко не все, что требует внимания юного светохудожника.
Исполнитель светоживописной композиции должен:
Задача сложная даже для взрослого художника. Понятно, что все удается не сразу. Ориентируясь на опыт работы студии, можно назвать некоторые средства, с помощью вырабатывается навык работы режиссера светоживописной композиции. Все учебные проблемы можно распределить по таким направлениям:
Эти направления связаны между собой и выделяются лишь теоретически, но никак не в самом процессе обучения. В связи с этим некоторые приемы могут повторяться в разных заданиях. Мы не имеем возможности в границах данной статьи перечислить все упражнения и методические приемы. Примеры, которые будут приводиться далее - это именно примеры, варианты разнообразных упражнений и задач, которые помогают детям усваивать довольно сложный учебный материал.
Учебная программа студии светоживописи включает в себя:
1) преподавание дисциплин, видовые особенности которых есть составляющими искусства светоживописи (базовые дисциплины);
2) обучение созданию и исполнению светоживописных
композиций.
Базовые дисциплины это:
Невозможно охватить такой большой объем информации в довольно небольшом количестве учебного времени. Для решения проблемы используется поиск ассоциативной взаимосвязи разных видов искусств и их общей основы. Проводятся такие занятия:
1. Рисуем музыку. На занятиях по живописи и рисунку предлагается отобразить средствами живописи музыкальное произведение. Музыкальный материал подбирается руководителем в соответствии с возрастом учеников и «пригодностью» музыки для рисования (некоторые музыкальные направления и стили менее пригодны для живописного изображения ). После прослушивания музыкального произведения дети анализируют характер музыки, ее мелодический рисунок, уровень регистрового звучания, характер звучания разных музыкальных инструментов. Обсуждается драматургия музыкального произведения, впечатления, ассоциации. И все это предлагается отобразить живописными средствами. В процессе выполнения задачи дети учатся воспринимать сложные формы классической музыки, делать максимально выразительным эмоциональное звучание живописного изображения, выстаивать живописную композицию как систему связанных между собою ритмических форм и др.
2. Танцуем рисунок. На занятиях по хореографии предлагается создать пластическую композицию по схеме орнаментального рисунка (орнаменты дети создают самостоятельно на предыдущих занятиях по рисунку). Для младшей группы робота начинается с обсуждения орнамента: характер линий и форм, количество элементов, общее впечатление и др. Обсуждается схема орнамента. Далее детям предлагается взять на себя исполнение роли отдельных частей орнамента — цветов, геометрических фигур, цветных форм — передать их характер в движениях. Последовательность действий зависит от сценария танца, который педагог обсуждает вместе с детьми. Для учеников старшей группы проводится беседа о единстве композиционной структуры танца и орнамента и предлагается выстроить сценарий танца самостоятельно, учитывая эмоциональное впечатление от орнамента и характер его частей.
3. Сценарии на музыкальные темы. На занятиях «Основы театрального мастерства» детям предлагается создать небольшой рассказ или сценарий, взяв за основу эмоциональное впечатление и драматургию избранного музыкального произведения. Характер текста - рассказ или сценарий - часто зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Сначала под руководством преподавателя проходит обсуждение общих особенностей музыкального произведения (например, после прослушивания пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» дети пришли к выводу, что музыка «страшная, но веселая"). Далее приводятся примеры ситуаций похожего эмоционального состояния. Учитывая структуру музыкального произведения дети пишут рассказ: "Что там происходит?"
Теперь переходим к направлению:
1. Упражнения на развитие умения воспринимать разные виды информации:
2. Упражнения на умение проявлять и анализировать разные точки зрения.
3. Упражнения на ощущение взаимосвязи разных видов искусств.
Ориентация на родственность разных видов искусств — это основа преподавания всех предметов студии светоживописи. Детям легче понять проблему, например, ритмической структуры живописного произведения, если материал дополняется примерами ритмов в музыке, сценических и хореографических композициях, объяснениями относительно роли ритмов в жизни. Делая такие акценты в преподавании мы одновременно и облегчаем задачу учеников в усвоении большого объема материала, и даем возможность ощутить, как разные виды искусств могут «разговаривать на одном языке» иметь возможность диалога, составлять своеобразный хор, в котором каждый из голосов имеет равные права на существование, имеет свою цель, и все они сосуществуют в гармоническом художественном пространстве.
Все эти упражнения и творческие задачи тренируют умение ребенка внимательно наблюдать, анализировать свои наблюдения, проявлять их в виде художественных произведений. Эстетично привлекательные формы, созданные учениками — не самоцель, а способ высказывать художественную мысль. Сложность структуры аудиовизуальных и театральных форм требует целостного мировосприятия и умение передать эту целостность в художественном произведении.